Персонажи

Один день c Boz Bala: робототехника от 12 до 120 лет

Инновации не дремлют. Уже сейчас уровень развития робототехники достиг больших высот. Писатели-фантасты неоднократно пугали мир разнообразными вариациями на тему «бунта машин». Но ситуация с развитием робототехники в настоящее время складывается таким образом, что остановить это развитие в данной сфере невозможно. А все потому, что роботы уже заняли свою нишу в жизни общества. Они стали частью современной промышленной революции, характеризующейся широким внедрением адаптивных технологий и роботизацией производства.

Так говорит сторонний наблюдатель, который узнает все посредством СМИ. Но кто вносит эти инновации? Как они это делают? И что самое важное: кто их этому учит?

Дастан Рахатов, как раз, один из тех, кто дает базу будущим инноваторам. Он собрал целый набор обучения робототехнике, чтобы каждый самостоятельно мог изучить все. Незамысловатые приборы и книжка-инструктор – это все, что нужно ребенку, чтобы начать сооружать светофор, пианино или даже специальную сигнализационную систему для дома.

BOZ BALA —  первый набор будущего робототехника. Как говорит основатель, приобретая этот набор, любой заинтересованный от 12 до 120 лет может постигнуть азы, и приступить к своим проектам. Почему именно до 120 лет? Философия такова, что каждый желающий человек  может приобрести его, и обучаться без каких-либо сложностей или ограничений.

Нам удалось провести один день на курсах робототехники, пообщаться с детьми об их проектах и расспросить Дастана о будущих планах.

1

—  Дастан, вы сейчас ведете курсы по робототехнике. Но сами вы тоже когда-то учились этому. Расскажите, как у вас возник интерес и с чего все началось?

—  Целью моего поступления в IT-университет  – было желание научиться робототехнике. И я много слышал о клубе робототехники, которые участвовали на разных соревнованиях.  Я очень сильно хотел туда вступить. Но у меня не получилось, и я стал сам потихоньку все изучать. На тот момент было очень мало литературы на русском языке, пришлось читать на английском.

У меня не сразу получалось, даже если все делал по схеме, как на картинке. Было много проблем, подводных камней. Наверное, благодаря моему упертому характеру, в результате я научился работать с микроконтроллерами и писать код.

IMG_1570Потом на 2 курсе у нас был предмет SSD5. Вел этот предмет Бейбут Едильханович, ныне директор IT Innovation. Я с ним тогда только  познакомился. По этой дисциплине я первый раз защищал свой проект, связанный с робототехникой. К этому моменту я в  принципе был подготовлен на 50-70%,  так как сам изучал все с 1 курса. И это стало для меня своего рода вызовом. Я сделал охранную систему для дома, чтобы в случае проникновения злоумышленников, сработал датчик и дал сирену.

Вот с этого все и началось. Дальше начал участвовать на разных конкурсах и соревнованиях,  как HackDay.

По истечению времени мы решили работать с Бейбутом Едильхановичем. Он уже для меня больше, чем просто преподаватель. Это наша совместная идея – сделать набор, с помощью которой любой заинтересовавшийся  за короткие сроки безболезненно смог научиться робототехнике. Почему именно безболезненно? Потому что я сам ощутил  всю эту трудность.

 

—  Но это довольно-таки молодая и только развивающаяся сфера в Казахстане. А детям и их родителям это кажется чем-то замудренным и непостижимым. Как их заинтересовать?

—   Так получилось, что при первой же неудачной попытке люди привыкли забрасывать начатое. Большинство детей, особенно, в раннем возрасте сразу забивают на это. Также у нас существуют стереотипы, что есть якобы ребята технического и гуманитарного склада ума. На самом деле это совершенно неправильно. Мне кажется, нужно с раннего детства сохранять энтузиазм у ребенка, тогда у него все получится.

Еще один миф, который я часто разоблачаю, это то, что робототехника только для мальчиков.

IMG_1611

—  А сейчас как обстоят дела? На курсы ходят девочки?

—  Да. И я скажу вам, что некоторые проекты получаются хорошо именно у девочек. В нашем наборе есть проект, называется «пианино». Мальчики знаете как делают? Они просто берут проект и выполняют строго по схеме. Ничего лишнего.  А у нас девочка сделала проект и дополнительно сама ввела новые функции. Она сделала так, что при нажатии на кнопки играют разные композиции. Она применила свои знания в музыке в робототехнике. Девочки всегда любят креатив, ищут, что можно сделать дополнительно. Меня очень сильно это радует, мотивирует делать и развивать еще больше этот набор.

—  Вот вы говорили, что обучались робототехнике. Вам помогали. А сейчас не сложно самому преподавать? Какой у вас к  этому подход? Знать — одно, но давать эти знания другому – это две разные вещи.

—  Вы правильно говорите. Я  встречал очень много умных ребят, которые не могут поделиться своими знаниями. Даже со взрослыми, я не говорю уже про детей. Каждый ребенок уникален и к каждому нужен свой подход. У меня есть своя формула преподавания: нужно быть наполовину программистом, чтобы давать правильные знания и наполовину аниматором. Нужно быть на их волне. Если ученику интересен Спанч Боб, соответственно мне тоже интересно. И на такой основе можно помочь сделать ребенку кучу проектов: Спанч Боба со светящимися глазами или воспроизвести мелодию из мультика. Также ребят нужно объединять, чтобы они с раннего детства научились работать в команде.

Одному из учеников 14 лет. Его зовут Ерен. Он ходит на курсы уже месяц и начал делать свой квадрокоптер. В будущем хочет обучаться на инженера-электрика. В школе он  с друзьями организовал кружок инновационных технологий и планирует запросить финансы у директора, чтобы подготовиться к предстоящей олимпиаде.

Багдаулет тоже не ограничился и решил применить изученное в быту. Он изобрел умную шкатулку SMART BOX. В ней можно хранить драгоценности, и открывается она только при правильной комбинации символов.

—  Вы говорили, что когда вы учились было очень мало литературы. И как вам удалось сейчас написать целую книгу по робототехнике на понятном языке детям?

—  Это создавалось в процессе практики. Я проводил курсы по робототехнике совместно с Maker Space Almaty, для того чтобы протестировать то, что мы написали. По ходу дела мы много чего исправляли, редактировали, сравнивали, дабы ребенку было легче освоить информацию. Также брали материал из учебных пособий, по которым дети учатся в школе, так как робототехника тесно связана с математикой, физикой и информатикой.  Изучая  физику ребенок многого не понимает. Они решают только задачи. Ему главное найти чему равна I (сила тока) или U (сила притяжения). И мы написали книгу так, чтобы ребенок понимал, как это все работает, а не просто заучивал формулы. Авторами книги являемся мы с Бейбутом Едильхановичем. Дополнительно мы привлекали российских специалистов, которые делились с нами опытом и помогали нам в тестах.

—   Почему именно BOZ BALA?

—   Это наш главный персонаж, который помогает юным гениям изучить материал. С давних лет казахи привыкли разделять возрастные категории детей по определённым наименованиям.  Детей от 5 до 7 лет называют «балакай» , с 8 до 11 «бүлдіршін», с 12 до 14 лет – это уже «боз бала», и т.д. И сам наш набор рекомендуется использовать от 12 лет. Но нет никаких ограничений, если ребенок с ранних лет интересуется, то он вполне может справиться с помощью старших.

—  Как обстоят дела с конкуренцией? Есть аналоги?

—  В Казахстане нет. Но на западе все развивается значительно быстрее, и у них есть похожие наборы. Особенность нашего набора в том, что он ориентирован именно на казахскоязычную аудиторию. На русском языке тоже есть.

—  А детали набора производятся в Казахстане?

—  К сожалению, нет. В плане производства мы сотрудничаем с Китаем, Россией и Белоруссией. Но в будущем мы будем выпускать детали под брендом BOZ BALA в Казахстане, что значительно снизит стоимость набора.  В результате цена снизиться, а качество значительно улучшится.

—  Насколько сейчас школы заинтересованы во внедрении робототехники в программу?

—  Это будет, но постепенно. Сейчас мы  уже несколько школ оснастили наборами. Инициатива исходила от самих школ. Это не может не радовать.

IMG_1584.jpg

—  А что вы скажете насчет Казахстана? Как вы оцениваете уровень развития данной сферы?

—  Конечно, мы отстаем, и нам нужно наверстать упущенное. Все должны хотеть этого. Как все думают? Люди считают, что роботы займут их места, что рабочие места сократятся. Наоборот, нужно больше интеллектуалов, которые будут делать этих самых роботов. Нужно управлять ими, координировать. В свою очередь робототехника облегчит жизнь человечества. Есть много сфер опасных и трудных, как строительство, медицина, производство, где их наличие не подвергнет угрозам жизнь людей.

—   Дастан, а у вас самого есть отдельные проекты, которые вы планируете развивать?

—  Сейчас я полностью посвящаю себя курсам и  усовершенствованию набора. Главная цель – не просто научить ребенка робототехнике по книжке, а сделать из него создателя, инженера. Он не ограничиваясь может сделать свой проект, который, в будущем будет MADE IN KZ.  Моя задача — давать качественную базу и готовить сильных ребят, которые будут развивать Казахстан в нужном русле.

Поделиться
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.